Russian version English version Deutsch version
8(499) 265-4432
info@vniifk.ru
Елизаветинский пер., д.10, стр.1

 

17.08.2017

В честь 90-летия со дня рождения профессора Демирчогляна Г.Г.

8 августа 2017 года – профессору в области спортивной физиологии, доктору биологических наук Гранту Гурменовичу Демирчогляну исполнилось бы 90 лет со дня рождения.


11.08.2017

Поздравление с Всероссийским Днем физкультурника!

Руководство ФГБУ ФНЦ ВНИИФК поздравляет всех коллег и друзей с Всероссийским Днем физкультурника и желает крепкого здоровья, долгих лет трудовой и творческой активности, а также новых успехов и побед во славу российского спорта!


31.07.2017

В период с 27 по 30 июля 2017 г. состоялся Чемпионат России по конному спорту (Паралимпийская выездка)

По итогу соревнований в награждении спортсменов приняли участие сотрудники ФНЦ ВНИИФК


Архив новостей...

 

 



 

 

Современное состояние ГТО

Главная \ Современное состояние ГТО

Предпосылки возрождения, современное состояние и перспективы
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»


Очевидно, что история комплекса ГТО показывает, что процесс физического совершенствования невозможен без постоянного комплекса корректировки системы критериев, позволяющих оценить как качество педагогического процесса, так и степень развития двигательных возможностей человека и его физического состояния в целом на каждом этапе возрастного развития с учетом постоянно изменяющихся требований трудовой и военной деятельности.

13 марта 2013 г. в рамках, проводимого совещания, посвященному вопросам развития детско-юношеского спорта, глава государства В.В. Путин выступил с предложением, воссоздать на всей территории страны физкультурно-спортивный комплекс: «Думаю, что вполне уместно вспомнить позитивный опыт прошлых лет, когда в нашей стране действовал так называемый комплекс ГТО, его нормативы сдавали люди разных возрастов, это был реально работающий механизм... Эту систему нужно возродить». Кроме того, президент отметил, что ситуация с детским спортом в России пока не улучшилась. «Надо признать, что ситуация с массовым, особенно с детским спортом все еще кардинально не изменилась, в этой сфере мы серьезно отстаем от очень многих других стран, наших соседей», – подчеркнул президент, - «физическая культура по-прежнему остается на обочине образовательного и воспитательного процесса, проигрывает в конкуренции за досуг детей и подростков, уступая место телевизору, компьютеру и так называемому сидячему образу жизни».

В новейшей истории России периодически возникали попытки возрождения комплекса ГТО. С 2003 руководителями органов исполнительной власти 56 субъектов Российской Федерации была поддержана идея разработки единого общероссийского комплекса оценки физической подготовленности населения.

В рамках межведомственного взаимодействия Росспорта, Минобороны России, Минобрнауки России, РОСТО (ДОСААФ), в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [13] был разработан проект положения о спортивно-техническом комплексе «Готов к труду и защите Отечества» (далее – ГТЗО). Первоначальный проект охватывал население в возрасте 6-60 лет. Итоговый вариант проекта положения о комплексе ГТЗО учитывал полученные от Минюста России замечания и распространялся исключительно на обучающихся общеобразовательных организаций в возрасте от 6 до 17 лет и обучающихся учреждений среднего и высшего профессионального образования (18-29 лет). Апробация проекта комплекса ГТЗО была проведена в Республике Мордовия с охватом 5,7 тыс. студентов, из них 2,2 тыс. составляли юноши и 3,5 тыс. - девушки.

Актуальность данного проекта была обусловлена снижением уровнем физической подготовленности молодежи, в первую очередь призывного возраста, а также повышением уровня заболеваемости населения Российской Федерации.

В 2006 году в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент особо отметил негативную тенденцию развития хронических заболеваний у молодых людей, их алкоголизацию, распространение наркомании и токсикомании. Одним из путей решения данных проблем предлагалось развитию физкультурно-спортивных и военно-патриотических движений, способных формировать ценностное отношение населения к ведению здоровому образу жизни.

Особенно остро стояла проблема увеличения численности обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Так, если в 2000 году их число составляло 1 млн. 293 тыс. человека, то к 2006 году оно возросло до 1 млн. 142 тыс. человек. При этом только 57,9% из них регулярно посещало уроки по предмету «физическая культура».

Помимо ГТЗО в Российской Федерации для оценки уровня физической подготовленности населения применялись разнообразные варианты комплексов испытаний (тестов), в основном направленных на учащуюся молодежь (школьники и студенты). В ряде регионов России проводилась оценка физической подготовленности населения по собственным нормативам, которые в большинстве своем не были научно обоснованы. Отсутствие единой государственной системы нормативов не позволяло сравнить результаты тестирования и не давало целостной картины состояния проблемы состояния проблемы в Российской Федерации. Поэтому назрела острая необходимость создания единой общепринятой, доступной и объективной системы оценки и контроля физической подготовленности и степени овладения прикладными навыками действия в экстремальных ситуациях у населения различных возрастных групп.

Вместе с тем, проблема нормоустановления является одной из важнейших теоретических проблем, имеющих непосредственное отношение к вопросам физического совершенствования человека. Это объясняется тем, что в физической подготовленности человека еще окончательно не сформулировано понятие «норма» и ее количественное выражение по отношению к средним показателям генеральной совокупности.

Применяемые в последнем комплексе (1972–1976) нормативы были рассчитаны на  60% сдающих (из них 20% на золотой значок), заданная трудность норм не имеет строгого научного доказательства, но и дискутируемый в литературе принцип расчета на основе «должных величин» также не лишен недостатков, поскольку для различных социальных категорий населения одного и того же возраста весьма трудно установить точные критерии, отвечающие этому понятию.

При разработке комплекса ГТО решались два вопроса спортивной метрологии:

  • выбор тестов (что и чем измерять);
  • создание системы оценок (норм комплекса).

Тесты комплекса ГТО выбирались таким образом, чтобы они характеризовали:

  • уровень развития основных двигательных качеств быстроты, выносливости и др.),
  • владение некоторыми жизненно важными прикладными навыками (плаванием, ходьбе на лыжах).

Кроме того, необходимо, чтобы эти тесты удовлетворяли следующим требованиям:

  • результаты тестирования должны быть легко измеряемы;
  • на результатах тестирования не должны чрезмерно сказываться особенности телосложения, в частности тотальные размеры телосложения, сдающих нормы комплекса;
  • тесты должны быть простыми, не требовать специальных дорогостоящего оборудования, быть пригодными для массового обследования в полевых условиях.

Если для оценки каждого из основных двигательных качеств выбрать только по одному тесту и прибавить несколько контрольных заданий, определяющих уровень владения жизненно важными прикладными навыками, то содержание физкультурного комплекса составляет; 8–10 упражнений, как это и есть в комплексе ГТО.

Статистические данные свидетельствуют о том, что 53 % обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, только пятая часть юношей призывного возраста имеют уровень здоровья, позволяющий им служить в армии. В целом  по РФ число учащихся, отнесенных к «группе риска» составляет 43 %. Это означает, что только в среднем 35–39 % школьников в состоянии выполнить контрольные нормативы по физической подготовке.

Очевидно, что назрела необходимость создания на Государственном уровне единой системы тестирования и контроля физического состояния детей и учащийся молодежи, как основных составляющих структуры здоровья, что позволит выявить положительные и отрицательные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения. Основой этой технологии может стать спортивно-технический комплекс «Готов к труду и защите Отечества».

Программа мероприятий по апробации комплекса ГТО предусматривала:

  • организацию экспериментальных площадок в различных регионах РФ;
  • разработку единых для всех регионов тестирующих программ и условий приема нормативов комплекса ГТО;
  • проведение испытаний нормативных требований комплекса ГТО в различных регионах РФ;
  • математическую обработку результатов испытаний;
  • коррекцию нормативных требований в соответствии с результатами испытаний;
  • экспериментальное обоснование нормативных требований в соответствии с физическими способностями детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

Предпринятые в последние годы попытки мониторинга физической подготовленности учащихся, не только не привели к созданию национальной системы оценки и анализа физического потенциала молодежи, но даже не способствовали созданию единого комплекса тестов и разработке методологии оценки результатов.

Для решения задач настоящего исследования целесообразно привести примеры региональных физкультурно-спортивных комплексов.

В Пермской области в 2003 году проводилась работа по тестированию школьников. Нормативно-правовой основой для проведения данного мероприятия являлся Указ губернатора «О региональной системе физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи в Пермской области». Для облегчения работы учителей и ускорения обработки данных тестирования в общеобразовательных школах была внедрена компьютерная программа «АРМ – учителя физической культуры».

В Белгородской области был разработан и утвержден областной физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Он включал в себя следующие виды испытаний: бег 100 м, кросс 3000 м, подтягивание на перекладине, метание гранаты, пулевая стрельба, плавание 100 м.

В общеобразовательных школах Брянской области в учебные программы по предмету «физическая культура» был включен раздел, содержащий технические нормативы физической подготовленности юношей-допризывников. Централизованный прием нормативов осуществлялся дважды в год во всех школах области.

В Хабаровском крае система мониторинга уровня двигательной активности школьников функционировала в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 30.10.2002 г. «О проведении ежегодных спортивно-оздоровительных соревнований школьников Хабаровского края «Губернаторские состязания». Организацию и обеспечение данного процесса осуществляла Дальневосточная академия физической культуры за счет средств регионального бюджета.

В ряде районов Алтайского края была принята практика сдача призывниками тестов физической подготовленности при проведении призывных комиссий. Полученные результаты обсуждались на заседаниях районных советов директоров школ с участием представителей райвоенкоматов, райспорткомитетов, РОСТО (ДОСААФ).

Наиболее популярной формой оценки физической подготовленности молодежи призывного и допризывного возрастов в значительной части субъектов РФ являлось проведение спортивно-массовых мероприятий (таких как военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок») и разного уровня Спартакиад. В программу данных соревнований входили различные многоборья, включающие бег на короткую и длинную дистанции, метание гранаты, подтягивание на перекладине и другие виды состязаний.

Информационно-пропагандистское обеспечение физической культуры и спорта в России

Решение задач информационного и пропагандистского обеспечения является одним из основных направлений государственной политики в сфере развития физической культуры и массового спорта. Влиять на  общественное мнение и делать прогнозы на долгосрочную перспективу можно только досконально изучив целевую аудиторию, ее интересы, потребности и мотивации. Минспорт России ежегодно, начиная с 2010 года, проводит социологические исследования, на основании результатов которых разрабатывает методические рекомендации по организации пропаганды и предлагает субъектам готовые алгоритмы проведения аналогичных исследований в регионах.

Активно осуществляется пропаганда физической культуры и массового спорта  посредством Интернет-проектов. На Интернет-портале «РФ Спорт-Инфо» постоянно размещаются новостные региональные заметки спортивной направленности, статьи, посвященные массовой физической культуре и споту в субъектах Российской Федерации, проводятся различные тематические конкурсы для различных категорий граждан, размещаются фоторепортажи и  видеосюжеты о ходе проведения массовых физкультурных мероприятий и спортивных соревнований. Этот интернет-портал должен стать информационной площадкой для всех субъектов Российской Федерации.

Впервые совместно с Фондом «Академия Российского телевидения» Минспорт России в 2012 году обеспечил проведение в рамках Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» блока спортивных номинаций «Спорт на телевидении», а именно: «Программа о спорте для детей», Спортивный комментатор», «Документальный фильм. Герои спорта». В связи с тем, что данный конкурс получил большой отклик в профессиональной среде (за месяц было подано 70 работ), Минспорт России планирует в 2013 году продолжить данную работу.

Минспорт России совместно с заинтересованными организациями провел Всероссийский конкурс «Займись спортом!» на лучший проект по пропаганде физической культуры и спорта среди детских и молодежных общественных объединений. В нем приняло участие 55 регионов, где наибольшую популярность получила номинация «Лучший молодежный проект по уличным видам спорта».

Детские и молодежные объединения продемонстрировали творческий, нестандартный подход в продвижении ценностей физической культуры и спорта: «Всероссийский паркур-тур», г. Санкт-Петербург; «Движение – жизнь!», Липецкая область; «Страна Спортландия. Будь первым!», Вологодская область; детская оздоровительная площадка «Олимпийская», Республика Коми; «Олимпийский резерв», Томская область.

Традиционно большое количество участников зафиксировано во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма», организаторами которого выступили Минспорт России, ФГУП «Почта России», МГУ им. М.В. Ломоносова, «Учительская газета», Профсоюз работников связи России. В 2012 году в конкурсе приняли участие 120 000 учащихся образовательных учреждений, где спортивную номинацию «Спорт в моей жизни» выбрали 35 000 школьников.

В целях поощрения организаторов физкультурно-спортивной работы в сельской местности, по предложению Минспорта России, в перечень  национальных номинаций в области физической культуры и спорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации  от 1 июля 2010 г. № 493 [14], дополнительно включена номинация «За вклад в развитие физической культуры и спорта в сельской местности (лучший организатор физкультурно-спортивной работы)» (постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 г. № 509).

В 2012 году Минспортом России и Центральным музеем физической культуры и спорта был объявлен Всероссийский конкурс среди субъектов Российской Федерации на лучшее книжное издание о физической культуре и спорте в регионе. Вместе с тем активно ведется работа по созданию единого информационно-методологического поля деятельности спортивных музеев, который позволит объединить усилия для сохранения истории российского спорта, физкультурного движения, а также будет способствовать планированию совместной выставочной и экспозиционной деятельности.

Ресурсное обеспечение массового спорта в Российской Федерации

Минспортом России создан Экспертный совет по вопросам физической культуры и массового спорта, в функции которого  входит  привлечение научных и общественных физкультурно-спортивных организаций к решению актуальных вопросов развития массовой физической культуры, а также организация научно-методической работы по отдельным направлениям физкультурно-спортивной работы.

 

Развитие физической культуры и массового спорта в настоящее время является одним из ведущих направлений социально-экономической политики в Российской Федерации, в рамках которой создаются условия для повышения качества жизни граждан.

В последнее десятилетие сложилась положительная тенденция развития российской физкультурно-спортивной отрасли. Это объясняется значительным улучшением материально-технической базы, нормативно-правового регулирования, совершенствования организационного и научно-методического обеспечения в сфере физической культуры и спорта.

По результатам мониторинга в 2012 году в стране функционирует около 262 тыс. спортивных сооружений и объектов спорта, на базе которых оказывают услуги населению 170 тыс. организаций и 331 тыс. специалистов. По последним данным регулярно занимаются спортом более 32 млн. человек, что составляет порядка 22,5% от общей численности населения страны.

В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [3] и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [4] доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, среди обучающихся – 80%.

В настоящее время в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329-ФЗ от 04.12.2007 г. закреплены определения следующих понятий, непосредственно связанных с физкультурно-спортивным движением:

  • массовый спорт;
  • физическое воспитание.

Массовый спорт является частью спорта, направленной на физическое воспитание и развитие граждан России посредством проведения организованных и самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных и массовых спортивных мероприятиях. В свою очередь, физическое воспитание – это процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение  им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.

 

Результаты комплексных обследований состояния физической подготовленности детей и учащихся, проведенные в последние годы подтверждают тенденцию к физической деградации подрастающего поколения (Ю.П. Пузырь, 2006).

На слабую физическую подготовленность современных школьников указывают многие авторы (П.А. Виноградов, Н.В. Паршикова 2002, С.И. Изаак, В.А. Кабачков, А.Н. Тяпин, 2002, В.А. Кабачков, Ю.П. Пузырь, 2006 и др.).

Статистические данные свидетельствуют о том, что 53 % обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, только пятая часть юношей призывного возраста имеют уровень здоровья, позволяющий им служить в армии. В целом  по РФ число учащихся, отнесенных к «группе риска» составляет 43 %. Это означает, что только в среднем 35-39 % школьников в состоянии выполнить контрольные нормативы по физической подготовке.

Очевидно, что назрела необходимость создания на Государственном уровне единой системы тестирования и контроля физического состояния детей и учащийся молодежи, как основных составляющих структуры здоровья, что позволит выявить положительные и отрицательные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения. Основой этой технологии может стать спортивно-технический комплекс «Готов к труду и защите Отечества».

В связи с этим, Росспортом представлено на рассмотрение Правительству РФ положение о спортивно-техническом комплексе «Готов к труду и защите Отечества», а апробация представленной нормативной базы поручена Всероссийскому НИИ физической культуры и спорта, имеющему многолетний научно-практический опыт проведения массовых обследований, формирования нормативной базы физического воспитания подрастающего поколения.

Программа мероприятий по апробации комплекса ГТО предусматривала:

  • организацию экспериментальных площадок в различных регионах РФ;
  • разработку единых для всех регионов тестирующих программ и условий приема нормативов комплекса ГТО;
  • проведение испытаний нормативных требований комплекса ГТО в различных регионах РФ;
  • математическую обработку результатов испытаний;
  • коррекцию нормативных требований в соответствии с результатами испытаний;
  • экспериментальное обоснование нормативных требований в соответствии с физическими способностями детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

Для выполнения экспериментальной работы были сформулированы основные критерии, необходимые для создания сети экспериментальных  площадок:

  • наличие компьютерной техники;
  • наличие квалифицированных специалистов (педагогов со специальным образованием; специалистов, владеющих компьютерной техникой);
  • наличие спортивной базы (в учебном заведении, районе, городе), позволяющей проведение тестирования в объеме, соответствующем требованиям комплекса ГТО;
  • наличие достаточного количества учащихся в каждой возрастной группе (100 и более учащихся).

ВНИИФКом подготовлены методические, программные и иные материалы для организации и проведения тестирования физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений и студентов Вузов в 11 региональных центрах, расположенных в различных регионах Российской Федерации:

  • Астраханский государственный технический университет;
  • Ижевский государственный технический университет;
  • Средняя общеобразовательная школа № 9 и № 11 (Красногорск, Московская область);
  • Свердловское региональное отделение ФСО «Юность России»;
  • Иркутский филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма;
  • Тульский педагогический университет;
  • Центр образования и содействия по трудоустройству «Карьера» (Пенза);
  • Детский сад № 117 (г. Ангарск);
  • Общественная организация «Волейбольный клуб имени В.И. Семенихина» (г. Новомосковск, Тульская область);
  • ензенская государственная технологическая академия.

Механизм реализации апробации нормативов комплекса ГТО состоял в следующем: в экспериментальных центрах осуществлялось тестирование физической подготовленности детей, подростков и студенческой молодежи в соответствии с требованиями комплекса ГТО (для каждой возрастной группы) и методическими указаниями, разработанными институтом. Результаты тестирования заносились в специально разработанные протоколы в соответствии с методическими рекомендациями. Оценка физической подготовленности проводилась по результатам выполнения нормативных требований комплекса ГТО (4 обязательных вида испытаний и 2 - по выбору).

Для формирования базы данных и подготовки аналитических отчетов по физической подготовленности учащихся, студентов и взрослого населения во ВНИИФК передавались электронные носители с заполненной базой данных; бумажные протоколы с результатами тестирования, а также анализ и оценка выполнения нормативных требований различными категориями обследуемых. Кроме того, руководители экспериментальных площадок, преподаватели учебных заведений, высказывали свои предложения и замечания по структуре построения комплекса, информативности тестов, оценке выполнения нормативов.

В процессе апробации нормативов комплекса ГТО исполнителям предоставлялась дополнительная информация и необходимые консультации. Проводился контроль за проведением тестирования.

Выступая 24 марта 2014 года на заседании Совета по развитию физкультуры и спорта, проходившем в столице России, президент РФ Владимир Путин сообщил, что подписал указ о возрождении системы ГТО. «Указ о старте этого проекта уже подписан. При этом решено сохранить старое название — «Готов к труду и обороне» — как дань традициям, нашей национальной истории», — пояснил президент.

У специалистов  в области физической культуры и массового спорта есть надежда, что благодаря внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»  удастся решить поставленные задачи и увеличить число граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом; повысить уровень физической подготовленности граждан; модернизировать систему физического воспитания и развития массового школьного и студенческого спорта, создать современную материально-техническую базу, увеличить количество объектов спорта.

 

 

 

О научном центре   Новости   Комплекс ГТО   Спорт высших достижений   Федеральные стандарты спортивной подготовки   Центр повышения квалификации   Диссертационный совет   Ученый совет   Журнал ВСН   Конгрессная деятельность   Клинико-диагностический центр комплексного контроля спортсменов   Контакты   
ФНЦ ВНИИФК в Faceebook
  

 

 

© 2016 ФНЦ ВНИИФК. Все права защищены.

Рейтинг@Mail.ru